Форум » Вопросы по культуре Индии » Праздники Индии » Ответить

Праздники Индии

Namrata: У нас на форуме пишутся какие будут ближайшие индийские праздники. Но только лишь название мало о чем говорит. Давайте выкладывать описания этих самых праздников, традиции и обычаи их проведения.

Ответов - 12

Namrata: Буддха Джаянти Праздник в честь дня рождения Будды, основателя буддизма. Согласно легенде Будда родился в этот день в 623 г. до н.э., в этот же день достиг просветления и в 543 г. до н.э. в этот же день умер, достигнув полной нирваны. Таким образом, одновременно отмечаются все три важнейших события в жизни Будды. Будда Шакьямуни, известен также как Сиддхартха (собственное имя) и как Гаутама (родовое имя). Был сыном Шуддходана из рода Гаутамов, шакьев (отсюда Шакьямуни – «отшельник из племени шакьев»). Родился в деревне Лумбини (теперь территория Непала). После рождения сына, в возрасте 29 лет принц Сиддхартха оставил светскую жизнь и отправился на поиски Истины. Аскетизм и подвижничество не привели его к цели. Тогда он избирает «Срединный путь». В возрасте 35 лет, сидя на циновке из травы куш под священным баньяном на берегу Ганга в том месте, где ныне находится город Бодх-Гайя, он внезапно достигает просветления (бодхи) и становится Буддой, т.е. «просветленным». Он обращается с призывом к самосозерцанию, самопознанию и самосовершенствованию души, ибо только так и можно спастись от страданий в мире суетных страстей, так как в нем все бренно, и, в конечном счете, достичь цели жизни – освобождения от перерождений. При этом самоотречение не должно переходить в жестокость. Отсюда буддийская проповедь мира, отрицание жертвоприношений. Будда отвергает Веды и не верит в единого Бога, но признает карму и переселение душ. Он не выступает прямо против каст, но двери для вступления в общину нищенствующих буддийских монахов открыты для всех, в том числе и женщин. Его проповеди легли в основу учения, получившего название буддизма. Умер в возрасте 80 лет в Кушинагаре, достигнув полной нирваны. Через три столетия после смерти Будды в эпоху правления императора Ашоки буддизм становится господствующей религией Индии. Ашока, утвердив буддизм в своей огромной империи, посылает миссионеров в соседние страны. Постепенно буддизм распространяется на Цейлоне, в Бирме, Средней и Центральной Азии. Затем он в 1 в. н.э. проникает в Китай, в 4 в. н.э. – в Корею и Японию, в 5 в. н.э. – в Индонезию и, наконец, в 8 в. н.э. - в Тибет, превращаясь в мировую религию. В самой Индии, однако, буддизм после первоначальных успехов в соперничестве с джайнизмом и индуизмом (вплоть до 4 в. н.э.) вынужден был постепенно уступить место главной религии – индуизму. Паломники со всего мира приходят в Бодх-Гайю, чтобы принять участие в празднике. Они распевают молитвы, проповедуют и ведут религиозные дискуссии, декламируют священные писания буддизма, медитируют и поклоняются статуе Будды.

Namrata: Ракша-Бандхан Праздник Ракша-бандхан приходится на день полнолуния месяца шраван (июль – август). В этот день на берегах рек, озер и прудов совершаются ритуальные омовения, в море в качестве поношения Богу вод Варуне бросают кокосовые орехи.Ракша-бандхан имеет огромное значение для братьев и сестер. Главный ритуал праздника состоит из завязывания освященного шнурка «ракхи» на запястье брата. Этим сестра желает благополучия и процветания ее брату, брат же клянется защищать ее от всех бед и помогать во всех проблемах. Ракша-бандхан отмечается с огромной радостью по всей Индии. Приготовления к празднованию начинаются с самого утра. В этот день все предпочитают надевать национальную одежду. Мужчины, главным образом, надевают костюм «курта-паджама», женщины предпочитают надевать сари или «шалвар-камиз». По этому случаю готовят особые блюда, которые включают сладкие и соленые блюда. Для высших каст вообще и для брахманов в особенности Ракша-бандхан имеет важное ритуальное значение: в этот день ежегодно старые священные шнуры – важнейший кастовый признак брахманов – заменяются на новые.

Namrata: Джанмаштами "Джанма" означает на санскрите "рождение", а "аштами" - "восьмой день убывающей Луны". В такой день 5234 года назад в Матхуре (ныне это город, расположенный приблизительно в нескольких часах езды от столицы Индии Дели) родился Кришна, которого индусы считают Всевышним Господом. День явления Кришны считается некоей точкой отсчета новых надежд, планов и желаний. Поэтому Джанмаштами нередко называют "индусским Новым годом". Говорят, что если загадать в такой день желание, оно непременно сбудется. Во время Джанмаштами устраивают пышные красочные ритуалы, сопровождаемые пением ведических гимнов. Божество Кришны, стоящее в алтаре, омывают ключевой водой, йогуртом, молоком, фруктовыми соками и медом. С раннего утра и до поздней ночи в Джанмаштами принято славить Бога, воспевая Его имена, говорить или просто помнить о Нем. Вместе с тем, Джанмаштами - это не только грандиозная храмовая мистерия, но еще и домашний праздник, поскольку божество Кришны стоит в семейном алтаре большинства индийцев. В Джанмаштами принято поститься до полуночи, а в назначенный час устраивают большое угощение из 108 блюд (108 - сакральное число в индуизме). Из лакомств наибольшей популярностью пользуются обжаренные на коровьем масле пшеничные лепешки, тушеные овощи с пряностями и обжаренным домашним сыром, фруктовые салаты, рис в сладком молоке с камфарой, шарики из творога и медового сиропа и другие деликатесы, малознакомые жителям полночных стран.


Namrata: 15 августа - День независимости, годовщина провозглашения независимости Индии от Великобритании. День независимости отмечается с 1947 года. Это крупнейший национальный праздник Индии, отмечаемый ежегодно 15 августа. В этот день в 1947 году над стенами Красного форта в Дели первым премьер-министром страны Джавахарлалом Неру при огромном стечении народа был поднят трехцветный флаг независимой Индии. Тем самым ознаменовался новый этап в истории древней страны. Церемония поднятия флага проводится в этот день во многих городах и даже деревнях страны. Традиционным является и ритуал произнесения речей местными политическими деятелями. Все эти речи, как правило, объединяет наличие исторических экскурсов, напоминающих аудитории о нелегком пути Индии к достижению независимости, о славных традициях национально-освободительной борьбы. По случаю Дня независимости губернаторами штатов устраиваются праздничные приемы. Торжественные собрания организует также ряд полуправительственных и общественных организаций. Вплоть до провозглашения Индии республикой в 1950 г. День независимости был единственным национальным праздником, официальным выходным днем всех правительственных учреждений, частных промышленных и торговых предприятий и т.д. В те годы (1947-1949 гг.) по случаю этого праздника в столице проводился военный парад. В наши дни, уступив место основному празднику, Дню Республики, День независимости отмечается, тем не менее, массовыми торжествами. Праздник празднуют все граждане Индии - вне зависимости от национальности или религии. В каком-то смысле этот праздник символизирует собой стремление демократической Индии к укреплению единства страны, межобщинной разобщенности, преодолению остающихся феодальных пережитков.

Namrata: Ганеша Чатуртхи День рождения Бога мудрости и изобилия Ганеши с туловищем человека и головой слона, устранителя препятствий, сына Шивы и его супруги Парвати. Отмечается в месяце Бхадра (август-сентябрь). Ганеша является одним из самых почитаемых богов индуистского пантеона. Любые начинания сопровождаются молитвой Ганеше: «Ом Ганешая намах». Праздник Ганеша Чатуртхи символизирует собой Хорошее предзнаменование. В этот день совершают поклонение Ганеше, приносят ему фрукты, молоко, цветы и сладости, разбивают кокосовые орехи перед изображением Бога. В некоторых частях страны (например, в Махараштре, Тамилнаду) к этому дню делают из сырой глины новые изображения Ганеши. После молитв, подношений и краткой церемонии прощания старые изображения погружают в воду рек, озер и других водоемов. Ганеша Чатуртхи отмечается по всей стране. Особенно пышно и радостно он празднуется в штате Махараштра. Праздник также символизирует наступление череды праздников, посвященных другим индуистским божествам. Проходит в Индии ежегодно, в августе-сентябре и считается одним из важнейших и красочных праздников у индусов. В город Мумбаи (Бомбей) на празднования съезжаются тысячи паломников. У индусов, Ганеша считают верховным богом мудрости, изобилия и удачи. Местные жители верят, что своим хоботом Ганеша устраняет препятствия на пути к успеху. Поэтому верующие приносят Ганеше еду и молоко. Праздник длится 10 дней.

Namrata: Онам Онам - красочный праздник урожая, отмечаемый в Керале. По легенде мифический царь древней Кералы – Махабали, или Мавели, приходит на ее земли в день Тхирувонам, и его преданные празднуют Золотую Эру, которая длилась в те времена. Его царство процветало, и царь достиг небывалого могущества. Боги испугались его растущей популярности, и стали просить помощи у Господа Вишну, которому покланялся Махабали. Вишну явился к нему в своей пятнадцатой аватаре бедного брахмана, карлика Ваманы, когда царь после своей утренней молитвы давал брахманам подаяние. Замаскированный Вишну попросил кусочек земли, который он покроет тремя шагами, и царь обещал выполнить эту просьбу. Внезапно Вамана увеличился до необозримых размеров. Одним свом шагом он покрыл всю землю, вторым – все небо, и таким образом покрыл всю вселенную. Тогда он задался вопросом, где ему взять место для того, чтобы сделать третий шаг. Царь понял, что карлик был не обыкновенным брахманом, и попросил его поставить третий шаг себе на голову. Вишну выполнил просьбу царя и даровал ему милость. Своей ногой, поставленной на голову Махабали, Вишну столкнул его в подземный мир, паталу. Это благословление освободило царя от цикла рождений и смертей, и поэтому в праздник Онам принято поношенную одежду заменять новой. Люди принимают решение жить новой жизнью, быть честными, благочестивыми, любящими и смиренными. Царь Махабали, глубоко преданный своему народу, пообещал, что будет навещать Кералу каждый год. И с тех пор он возвращается домой каждый год в праздник Онам. перед домами выкладываются узорчатые цветочные ковры, называемые пукалам. Традиция выкладывания цветов у порогов домов очень популярна в Керале, и эти прекрасные недолговечные произведения искусств поддерживаются на протяжении всего десятидневного празднества ежедневным добавлением множества свежих цветов различных окрасок, выкладывая которые девушки поют народные песни. Богатый фольклор жителей Кералы полностью нашел свое отражение на фестивале Онам. Здесь можно увидеть национальный костюм, попробовать народную кухню, посмотреть традиционные игры и танцы, увидеть парад слонов и гонки на лодках, и, конечно же, услышать народные песни.

Namrata: Дашахра Дашахра – один из самых популярных и красочных индуистских праздников отмечается в месяце Ашвин (сентябрь-октябрь) в течение 10 дней, из которых 9 ночей отводятся богослужению (отсюда проистекает еще одно название праздника – Наваратри, т.е. «праздник девяти ночей»), а десятый день отмечается как день поклонения Деви, которая персонифицируется как Шакти, Дурга (отсюда возникает еще одно название праздника – Дурга-пуджа, или Дурготсав), Кали, Парвати, Лакшми и Сарасвати. Каждый район Индии отмечает этот праздник по-своему. В Северной Индии (особенно в Уттар-Прадеше) отмечают Дашахру как Виджай дашахра, т.е. как день победы Бога Рамы над царем Ланки демоном Раваной, победы добра над злом. По легенде Рама семь дней постился и молился Богине-воительнице Дурге, и та даровала ему победу – на восьмой день он убил демона Равану. На девятый день, принеся благодарственную жертву Богине, Рама отправился в обратный путь с друзьями и своей супругой Ситой, которую он освободил из плена. В честь этих событий устраивают массовые танцы и театрализованные представления, посвященные подвигам Рамы – «рамлилы», читают отрывки из «Рамаяны», а в конце праздника после торжественной процессии сжигают чучела Раваны, его брата Кумбхакарана и сына Мегханада. В Дели этот праздник проходит на самой большой площади города Рамлила-граунд при огромном стечении народа. В Бенгалии и других восточных штатах Индии Дашахра отмечается как праздник Богини Дурги. Девять дней верующие возносят ей молитвы, а на десятый увитое гирляндами изображение Богини в сопровождении процессии верующих выносят на берег моря, реки или водоема, после чего мужчины поднимают его на плечи и погружают в воду. В Южной Индии Дашахру называют Наваратра. Он посвящается Дурге, Лакшми и Сарасвати, каждой из которых поклоняются в течение трех дней. По случаю праздника принято посещать родных и друзей, приносить им подарки и поздравления.

Namrata: Ганди Джаянти — день рождения М. Ганди Ганди Джаянти (Gandhi Jayanti) — национальный праздник в Индии в честь Дня рождения выдающегося руководителя национально-освободительного движения индийского народа Мохандаса Карамчанда Ганди (Mohandas Karamchand Gandhi) — официально названным в Индии Отцом нации. Праздник ежегодно отмечается 2 октября, является одним из трех официально провозглашенных национальных праздников и отмечается повсеместно в стране. М. Ганди родился 2 октября 1869 года в городе Порбандар (штат Гуджарат). С 1893 по 1914 год жил в Южной Африке, где руководил движением против расовой дискриминации. Переписывался с Л. Н. Толстым. В 1915 году Ганди вернулся в Индию и стал во главе освободительной борьбы. Являлся идейным руководителем партии Индийский национальный конгресс (ИНК). Неоднократно избирался его президентом. Проповедовал ненасилие, выступал за единство индусов и мусульман, за ликвидацию кастового и социального неравенства, за отмену неприкасаемости. В 1942 году Ганди возглавил антианглийское движение. Несколько раз арестовывался английскими властями. Написал автобиографическую книгу «Моя жизнь». При жизни назван Махатмой (санскр. mahātmā), что означает «великая душа» (Great Soul). В 1948 году во время молитвы был убит индусским фанатиком. Ганди Джаянти всенародно отмечается по всей стране. В Дели основным местом, связанным с памятью Ганди, является его могила Ганди Самадхи в Раджгхате (на берегу Джамны, в районе Красного форта), где захоронена часть его праха. В этот день здесь собираются руководители Индийской Республики, религиозные лидеры различных конфессий, а также жители Дели. Присутствующие возлагают гирлянды цветов, специальные хоры поют религиозные гимны, священнослужители читают отрывки из «Бхагавадгиты», Корана, Нового завета.

Namrata: Карва Чоут «Карва Чоут» - традиционный фестиваль замужних женщин, проходящий в некоторых частях Индии, в частности в Северной Индии, почитаемый индусами в Индии и за ее пределами, и имеющий огромное социальное и культурное значение. В этот день замужние женщины соблюдают пост, отказываясь от воды и еды, тем самым желая мужу долгой и успешной жизни. Данный ритуал символизирует преданность жен своим мужьям и готовность испытывать лишения во имя их благополучия. Празднование фестиваля приходится на месяц Картик по древнеиндийскому календарю (октябрь - ноябрь по Григорианскому календарю). Картик ки чоут - четвертые сутки убывающей после полнолуния луны, за 9 дней до праздника огней – «Дивали». Существует несколько легенд происхождения «Карва Чоут». Согласно одной из них любящая Карва спасла своего мужа от крокодила и попросила бога смерти Яму забрать крокодила в ад, и когда тот отказал, она пообещала, что проклянет его. И Яма, опасаясь проклятия преданной женщины забрал крокодила в ад, а Карва с мужем прожили в мире и согласии долгую жизнь. А боязнь Ямы быть проклятым любящей женой, и ее готовность противостоять богу смерти ради благополучия мужа, стали символами женской преданности и отверженности. Несмотря на то, что это строгий пост, многие женщины с нетерпением ждут прихода «Карва Чоут», так как этот праздник сближает их не только с мужьями, а и с родственниками мужа, а также дает возможность навестить родных и близких. В этот день мужья дарят подарки и украшения своим женам, благодарят их за любовь и преданность. Пост начинается с восходом луны и длится до восхода следующей луны, когда можно будет провести праздничную пуджу и нарушить пост, приняв сладости из рук мужа. Существуют различные варианты начала поста и его окончания. Например, в Пенджабе, перед началом поста девушка должна принять от свекрови тали (блюдо с едой), а следующей ночью, перед тем, как нарушить пост, она смотрит на луну сквозь сито, а после на лицо мужа. В течение дня девушки расписывают ладони и ступни хной (хна символизирует удачу и процветание), надевают нарядные сари и свои лучшие украшения, ходят друг к другу в гости, встречаются с родственниками. «Карва Чоут» приходится на время после сбора урожая, и является отличной возможностью навестить друзей и родных. Вечером наступает время пуджы - поклонения богам и приношения им праздничной карвы («карва» - глиняный горшок, в который кладут сладости, орехи, синдур, а также украшения). После чего восходит луна, и жена принимает пищу из рук любимого мужа. Несмотря на то, что это строгий пост, многие женщины с нетерпением ждут прихода «Карва Чоут», так как этот праздник сближает их не только с мужьями, а и с родственниками мужа, а также дает возможность навестить родных и близких. В этот день мужья дарят подарки и украшения своим женам, благодарят их за любовь и преданность. Пост начинается с восходом луны и длится до восхода следующей луны, когда можно будет провести праздничную пуджу и нарушить пост, приняв сладости из рук мужа. Существуют различные варианты начала поста и его окончания. Например, в Пенджабе, перед началом поста девушка должна принять от свекрови тали (блюдо с едой), а следующей ночью, перед тем, как нарушить пост, она смотрит на луну сквозь сито, а после на лицо мужа. В течение дня девушки расписывают ладони и ступни хной (хна символизирует удачу и процветание), надевают нарядные сари и свои лучшие украшения, ходят друг к другу в гости, встречаются с родственниками. «Карва Чоут» приходится на время после сбора урожая, и является отличной возможностью навестить друзей и родных. Вечером наступает время пуджы - поклонения богам и приношения им праздничной карвы («карва» - глиняный горшок, в который кладут сладости, орехи, синдур, а также украшения). После чего восходит луна, и жена принимает пищу из рук любимого мужа. Легенда: "Давным давно жила прекрасная принцесса по имени Виравати. Когад она достигла свадебного возраста, она вышла замуж за правителя. Когад наступил первый Карва Чотх (Karva Chauth) времени ее замужества, она отправилась в дом родителей. После восхода солнца она соблюдала строгий пост. Однако она была слишком нежна и не могла строго его выносить. к вечеру Виравати была слишком слаба. У королевы было семь братьев, очень ее любивших. Они не могли вынести страданий своей сестры и решили закончить ее пост, обманув ее. Они разожгли костер на близлежащем холме и попросили сестру посмотпреть на это сияние. Они убедили ее, что это свет луны, и, так как лугна взошла, она может закончить поститься. Однако в тот момент, когда доверчивая королева съела свой ужн, она получила известия о смерти мужа. Это разбило ей сердце и она бросилась во дворец мужа. По пути она встретила Шиву и его супругу богиню Парвати. парвати сказа ей, что король умер из-за того, что королева прервала свой пост, увидем подложную луну. Однако, когда королева попросила простить ее, богиня решила одарить ее - муж ее воскреснет, но будет болен. Когда королева остигла дворца, она нашла короля лежащим без сознания с сотнями игл, воткнутых в его тело. Каждый день королева вынимала по игле. На следующий год в день Карва Чотха только одна игла оставалась в теле короля, пребывающего без сознания. Королева провела день в строгом посте и когда она пришла на рынок, чтобы купить карвы для пуджи (karva), ее служанка вынула последнюю иголку из тела короля. К королю вернулось сознание, и он принял служанку за королеву. Когда настоящая королева вернулась в замок, ее заставили прислуживать, как служанку. Однако Виравати была верна своей вере и она религиозно соблюла Karva Chauth vrat. Однажды, когда король собрался в другое королевство, он спросил настоящую королеву, что так и была служанкой, не нужно ли ей чего-нибудь. Королева попросила пару одинаковых кукол. Король пообещал. " Roli ki Goli ho gayi... Goli ki Roli ho gayi " (королева обернулась в служанку, и служанка - в королеву). Когда король спросил, почему она поет эту песню, Виравати рассказала ему всю историю. Король раскаялся и пвосстановил королеву в ее правах. Только благодяря вере королевы она завоевала любовь своего короля и благословение богини Парвати"

Namrata: Дивали — фестиваль огней Дивали или Дипавали (Diwali или Deepavali), что на санскрите означает «огненная гроздь» — фестиваль огней, повсеместно отмечаемый в Индии и символизирующий победу света над тьмой, добра над злом. Приходится на начало месяца Картик (октябрь—ноябрь) и празднуется в течение пяти дней. Существует несколько легенд, связанных с праздником. Вишнуиты увязывают начало празднования Дивали с коронацией царевича Рамы, седьмого воплощения Вишну. В ночь его счастливого возведения на трон по всей стране была устроена иллюминация. По другой версии, мудрое правление Рамы знаменовало избавление от духовного мрака. Зажигаемые огни символизируют возвращение человечества из тьмы к свету благодаря легендарному царевичу. В каждом районе Индии празднование Дивали имеет свои особенности. Для некоторых частей страны и групп населения (например, для торговых общин Западной Индии) Дивали совпадает с началом Нового года. Торговцы в этот день приводят в порядок счетоводные книги, прибирают лавки. Вечером магазины и дома иллюминируют масляными светильниками или гирляндами электрических лампочек. На большей части территории Индии Дивали посвящается Богине богатства и плодородия Лакшми, супруге Бога Вишну. Дома тщательно убирают, зажигают все огни, так как Богиня не любит темноты, обращаются к ней с молитвой, подносят ей молоко, в которое опущены монеты, а на ночь оставляют двери и окна открытыми, чтобы ей было легче проникнуть в дом. На Юге Индии в Дивали отмечают победу Бога Кришны над демоном Наракасурой. В этот день победы добра над злом индусы обильно смазывают себя кокосовым маслом, что очищает их от грехов, так как церемония эта считается равной по значению омовению в священном Ганге. На Востоке Индии, и особенно, в Бенгалии Дивали посвящен поклонению черной Богине Кали, олицетворяющей культ силы. По этому случаю перед изображениями Богини десять дней совершают молитвы, а затем эти изображения погружают в воды рек или прудов. Дивали празднуется и мусульманами, отмечающими приход Лакшми огнями и игрой в карты и кости, - ведь Лакшми приносит удачу. В этот праздник света улицы городов и сел озаряются тысячами огней и фейерверков. Воздух сотрясается от взрывов ракет, петард и хлопушек.

Namrata: Говардхана Пуджа Говардхана Пуджа отмечается в один из дней праздника Дивали, главным образом, на Севере Индии в честь поднятия горы Говардхана Кришной. Согласно легенде, жители Гокуля обычно отмечали этот праздник в честь Бога Индры и поклонялись ему после окончания сезона муссонов. Однажды юный Кришна остановил их от жертвенных молитв Богу Индре, который в ужасном гневе наслал потоп на Гокуль. Люди были испуганы тем, что ливень стал их наказанием за неуважение к Индре. Но Бог Кришна заверил, что никакая беда не коснется их. Он поднял гору Говардхана своим маленьким пальцем и уберег людей и зверей от дождя. После этого Кришна получил эпитет Говардхандхари, а Бог Индра признал превосходство Кришны. Говардхана – это небольшой холмик в Брадже, близ Матхуры. В этот день праздника Дивали жители Пенджаба, Харьяны, Уттар-Прадеша и Бихара сооружают из коровьего навоза холмики, украшают цветами и поклоняются им. Этот день также называется Аннакут, что значит гора еды. Верующие люди бодрствуют всю предшествующую ночь и готовят 56 или 108 различных видов еды, чтобы предложить ее Богу Кришне. В храмах, особенно в Матхуре и Натхадваре, божеств купают в молочных ваннах, одевают их в блестящие наряды, украшенные алмазами, жемчугами, рубинами и другими драгоценными камнями. После молитв и поклонения, разнообразные сладости выкладываются в своеобразную гору перед божествами, затем верующие приближаются к Горе еды и берут немного освященной еды из нее.

Namrata: День рождения Гуру Нанака День рождения создателя учения сикхизма, первого сикхского Гуру Нанака. Приходится на полнолуние месяца Картик (октябрь-ноябрь). Гуру Нанак родился в Талванди вблизи города Лахор (ныне находится на территории Пакистана) в 1469 году. Взгляды Нанака складывались под воздействием индусского реформаторского учения «бхакти» и суфизма (мистико-аскетическое направление в исламе) и отражали протест городских торговцев-ремесленников против кастовой системы и феодального гнета. Нанак решительно выступал против кастовой вражды, кастовой дискриминации и сложного религиозного ритуала индусов, а также против фанатизма и нетерпимости мусульманских правителей. Основой его учения стало непризнание деления людей на касты и проповедь равенства их перед Богом, что сразу привлекло к новому вероучению крестьян и превратило сикхизм в могучую силу. Нанак утверждает идею существования единого Бога, признает индуистское учение о переселении душ, но осуждает идолопоклонство. Поэтому в сикхских храмах нет скульптурных изображений людей или богов. Однако в отличие от ислама сикхизм разрешает рисовать и божеств, и людей в декоративных целях. Главным центром, связанным с памятью Нанака, является небольшой городок Дера Баба Нанак, расположенный в 56 км. к северу от Амритсара, на границе с Пакистаном. Здесь Гуру Нанак жил, проповедовал свое учение и умер в 1539 году. Местная гурудвара (сикхский храм) – объект паломничества сикхов, прибывающих сюда в день рождения Нанака. Празднование дня рождения Гуру Нанака начинается с трехдневной церемонии «акханд патх» (чтение от начала до конца без перерыва священной книги сикхов «Грантх Сахиб»). На третий день (день рождения) «Грантх Сахиб» выносится на процессию по улицам города на большой платформе. Пять вооруженных охранников возглавляющие процессию, несут флаг сикхов. Женщины, сопровождающие процессию, поют гимны из «Грантх Сахиб». Школьники маршируют, сгруппированные в небольшие отряды. Процессия заканчивается у гурудвары, где организуется совместная трапеза.



полная версия страницы